Перейти к содержанию Перейти к левой боковой панели Перейти в подвал

Мини-музей «Русская изба»

История образования мини — музея «Русская изба»

Идею создать музей при библиотеке мы вынашивали давно, на протяжении многих лет, но не имели такой возможности, работая в старом здании, где место для музея практически не было. В 1999 году мы переехали в новое здание, объединившись с детской библиотекой, где появилась возможность организовать мини- музей, так как место позволяло. В средней школе уже работал музей » Боевой славы», поэтому повторяться не хотелось. Долго думали в каком стиле начать работу. Подсказал «господин- случай» , а может и сам Господь Бог. 

В 2000 году проводили фольклорный праздник » Тайны бабушкиного сундука», где рассказывали о русских народных костюмах, а русских обрядах и традициях. Как раньше одевались в праздники, а какую одежду носили в будни. Как плели лапти, пряли лён, ткали холст и шили одежду. На этом празднике нам подарили лапти. Это был первый экспонат нашего музея. Так он и зародился.Затем читатели по нашей просьбе приносили разные старинные вещи: вышитые рушники, глиняные горшки, плетёные корзины и бирюзовые туески, прялку и жернова, кто что мог. Все приобретённые вещи были расположены хаотично. И тогда мы решили разместить их в стиле «Русской избы» . 

Лапти
имитация русской печки
Божница

Сделали имитацию русской печи, которая, как и полагалось у крестьян, расположена у входа, справа от двери, заслонкой и чугунками, ухватом у печи, а на печи-старинный самовар. В печном углу и на полках расставлена утварь: глиняные горшки, тарелки, чашки, кувшины, изготовлены ещё в демидовские времена в гончарном цехе Авзяно-Петровского завода, есть даже ступа с пестом.
Слева от двери, у самого окна стоит стол, накрытый белой скатертью, на нём стоит лампа, похожая на лампу Алладина. А над ним расположена божница с иконами, угол с божницей и столом считался народной половиной избы. Здесь молились Богу.

Над кроватью висит вышитый, забавный коврик, в середине избы, у кровати, висит зыбка или люлька, как называли её в старину, закрытое пологом. Принято было считать, что он предохраняет ребёнка от сглаза. Рядом с люлькой сидит женщина- крестьянка (тоже, конечно, имитация). Она одета в русский народный костюм: вышитую блузку, сарафан, фартук, лапти. Но и она не сидит без дела, а на самопряхе прядет шерсть и при необходимости качает зыбку. Избу украшают рушники с различными вышивками, соткаными из холста. Есть здесь и ткацкий станок и мялка и жернова и много ещё чего.

Женщина — крестьянка
Посетители музея

Посетители музея говорят, что когда заходишь в музей, то время словно поворачивает вспять и уносит тебя в глубину веков. Наша же задача заключается в том, чтобы постоянно пополнять музей новыми экспонатами и донести до новых поколений следы былого, сохраните русские обычаи и традиции, Свято беречь старец, так как он новизну держит.

Экспонаты музея

Жернова ( для помола зерна)
Жернова ( внутренняя часть)
Медогонка ( откачка меда )
Туески из бересты
Бурак ( туес)
Туески из бересты и липы
Утюги
Швейная машинка «Зингер»
Самовары

Дорогие друзья, это лишь малая часть экспонатов нашего музея. Все остальные экспонаты вы можете увидеть, подержать в руках и даже попробовать в работе, посетив нашу библиотеку.

Авзянский народный костюм

На формирование любого национального костюма, его покроя, арнамента и особенностей всегда оказывали влияние такие факторы, как климат, географическое положение, хозяйственный уклад и основные занятия народа. На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделения на праздничный и повседневный. По национальной одежде всегда можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В русском костюме и его отделки была заложена символичная информация о целом роде его занятиях, обычаях и семейных традициях.

Есть и в нашем селе своя визитная карточка авзянского костюма.Об основных элементах женского костюма: праздничного и повседневного, об особенностях головного убора, верхней одежде, обувке.О традиционном мужском костюме о головном мужском уборе, верхней одежде.

Основу любого народного костюма составляла рубаха. Рубаха- самая древняя и важная часть крестьянского костюма. Рубаха как встречала человека на пороге в этот мир, сопровождая его жизнь, так и на пути в мир иной человек тоже был облачен в рубаху. Считалось, если продать свою рубаху- значит продать свое счастье.

Самой первой пеленкой для новорожденного чаще всего служила рубаха отца (мальчику) или матери (девочке). Детская одежда была одинаковая для девочек и для мальчиков. Она не имела различий и состояла из одной длинной, до пят, полотняной рубахи. Обычно мальчики и девочки ходили в рубахах, перешедших от старших сестер и братьев или перешитых из старых вещей родителей.

Основным элементом женского костюма была рубаха.

Рубаха состояла из двух частей «стан» и «подстава», соединенных швом чуть выше талии. «Стан»- это верхняя часть рубахи. Она изготавливалась, как из самотканого полотна, так и из фабричной ткани. А вот нижняя часть «подстава» делалась исключительно из домотканого холста. Главное отличие такой рубахи -наличие вшивных плечевых вставок «поликов», с помощью которых увеличивался объем рубахи в верхней части, а в нижней части -под мышкой вставлялась «ластовица». Это давало возможность свободно двигать руками. Рукава могли быть широкими или же на манжетах. Горловина рубахи делалась круглой или квадратной с мелкой частой сборкой. В декоре рубахи праздничной и повседневной широко использовалась вышивка. Вышивкой украшали ворот, рукава, манжеты. Если рукав был широким, то по краю пришивали кружево вязаное или фабричную тесьму.

ворот женской рубахи
рукав женской рубахи
Повседневный вариант

Сарафан был второй основой, после рубахи, вид женской одежды.

Сарафан шился из трех, а иногда и из четырех полос ткани. На груди собирался мелкой сборкой. Спереди делался разрез, застегивался на пуговицу. Лямки сарафана вырезались из плотной льняной ткани и обшивались сверху материей, из которой шился сарафан. Это делалось для того, чтобы лямки не скручивались на плечах. Сарафан для повседневной носки был прямым до пола(отсюда низ сарафана назывался подолом) и шился из ситца, а праздничный — из сатина или шелка. Самые распространенные цвета для сарафана- черный, темно- синий, зеленый, красный, голубой, темно-вишневый. Сарафан праздничный отличался тем, что по низу пришивалась сборка в один или 2 ряда ( по косой). Сарафан одевался по верх рубахи.

Непременной деталью женской одежды был передник или, как у нас его называли, запон. Он не только защищал одежду от загрязнения, но и украшал праздничный наряд, придавая ему законченный вид. Поэтому к его украшению относились особенно трепетно. Использовалась вышивка крестиком в основном растительными мотивами. Края оформляли вязаным кружевом и оборками. Цвет вышивки предпочитали черный и красный. Для повседневной носки шили запоны из ситца с грудкой. На праздники надевали с сарафаном нарядные вышитые, повязывавшиеся на талии.

Праздничный вариант

Еще одной важной деталью женской одежды являлась нательная рубашка. У нас ее называли становинкой. Лиф шился из ситца, а низ — из холста.

И было принято, чтобы нижняя рубашка всегда была подпоясана, считалось, что этот магический круг защищает от всякой нечести. Пояс не снимали даже в бане. Ходить без него считалось большим грехом. Отсюда и значение слова «распоясаться» — совсем забыть о приличиях. Шерстяные льняные или хлопковые пояса вязали крючком или ткали.

Носили пояс или кушак и поверх передника, длина которого была значительной, т. к. он в несколько раз оборачивался вокруг талии, а концы с кистями обязательно завязывали под левую руку, как оберег.

У нас, в Авзяне, носили не только сарафаны, но и юбки, сшитые так же из 3- х полотниц, присборенные по талии с разрезом на боку. Крепилась такая юбка с помощью длинного пояса, пришитого к талии, которым оборачивались несколько раз и завязывали. По низу юбки пришивалась оборка.

Одежда женщины была многослойной. Чем больше слоев, тем богаче женщина — считалось так.

В Авзяне женщины придерживались этих правил. На нижнюю рубашку (становинку) одевалась рубаха, на нее нижняя юбка белая льняная или из холста, обязательно с кружевом по низу, затем сарафан или юбка из ситца, передник, пояс. Кружево нижней юбки должно быть видно из под сарафана. Грудь и шею украшали бусы. Дома носили короткие, а на праздник — разной длины, многослойные.

женская юбка

Головной убор.

Головной убор зависел от возраста. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми и были довольно простыми: ленты, повязки, обручи.

Замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы головным уборам. После венчания девушка должна была дома носить повойник или, как его называли у нас, чепчик, а поверх его- платок. Если не было чепчика, повязывали платок назад концами, а сверху еще один платок (полушалок). В праздничном варианте- повязывали большой платок с кистями. Один конец которого оборачивался вокруг шеи и подтыкался спереди, а другой расправлялся на груди.

Из зимней одежды женщины носили так же, как и мужчины, полушубки из овечьей шкуры; стеганые ватные фуфайки. На праздники надевали кафтан из сукна, книзу расклешеный или пиджак тоже из сукна. Девушки носили жакетки из шерстяной ткани. Голову покрывали накидной шалью. Тканой с кистями или клетчатой большой шалью, концами назад.

Обувь.

Женская обувь не отличалась разновидностью. Носили лапти. Только вместо портянок вязали белые шерстяные чулки (до колена), которые крепились шнурками, на чулки надевали черные шерстяные носки. Оборки ткали или плели из шерстяных ниток. В лапти для сугрева ложили стельки из бересты, а на них- стельки из сукна. Для повседневной носки плели лапти по особому, как глубокие калоши, и называли их чуни.

Праздничный вариант

Мужской костюм.

Традиционный мужской костюм в Авзяне был очень прост и состоял из нескольких базовых элементов. Они были общие для крестьян и для знатных богатых людей. Последние могли себе позволить сшить костюм из дорогой ткани, использовать сложный покрой и украсить дорогими камнями.

Рубаха.

Рубаха, как правило, была льняной или хлопчатобумажной в виде туники, прямая с косым воротом и называлась косовороткой. Рубаха для повседневной носки шилась из однотонной ткани черного, красного или синего цвета. Косоворотка- рубаха с длинным рукавом. Ее носили исключительно на выпуск и закрепляли на талии веревкой. Разрез делался с левой стороны и застегивался на пуговицы. Есть предположение, что это делалось с той целью, чтобы не выпадал нательный крестик. Праздничная косоворотка обычно была белого цвета, у нас был расшит ворот, грудь, низ рукава, и повязывалась красивым поясом с кисточками на концах (кушаком). Часто кушак зашивали тесемки с молитвами. Считалось, что эти молитвы берегут от сглаза, помогают в трудную минуту. До наших дней дошло выражение «совсем распоясался», означая «вести себя не достойно».Каждый уважающий себя русский человек не позволял себе распоясанным ходить даже в избе. Имелся на поясе и загашник — тайный внутренний карман.Мужская рубаха имела подоплеку — внутренняя подшивка рубахи, расположенная на спине и груди. Она прилегала непосредственно к телу и «знала» все его секреты.

Повседневный вариант
Портянка

Штаны. Штаны были свободного кроя и заправлялись в онучи, у нас их называли портянками. Это плотный кусок ткани из холста, который обматывался на ногу до колена под обувь, вместо носков. Так же портянки валяли из шерсти белого цвета, назывались они «сукопки».

Лапти. Лапти — известная русская обувь, плелась из лыка (плетение было прямое, т. е. не было правого и левого лаптя). Лапти обвязывались оборкой вокруг ноги поверх портянок или суконок. Оборки делали из кожи или холста. Сапоги делались из кожи, но носили их, как правило, зажиточные люди.

Валенки.

Валенки- зимний вариант обуви из сваляной шерсти. На выход катали тонкие валенки и называли их чесанками. В холодное время года носили тулупы (шуба из овечьей шкуры мехом внутрь) до пола с большим воротом или полушубок (до колена длинной) , еще был чапан из шерсти с запахом тоже до пола, застегивался на одну пуговицу. Зимой надевали шапку «треуху», которая имела три клина (лопасти), защищавшие затылок и уши.

Валенки

В теплое время года носили кепку или картуз. Молодые парни идя на вечёрки, цепляли на картуз красный цветок.

Русская народная одежда- хранитель исконной народной культуры, достояние нашего народа, летопись народных обычаев- один из памятников русской национальной культуры. Долго хранили люди заветы старины в художественном образе народного жилища, предметов быта, народном костюме. Нам ли забывать это?